четверг, 9 мая 2013 г.

постановка звука л

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

Артикуляционная гимнастика
·        «Индюк»
·        «Футбол»
·        «Маляр»
·        «Считай зубки»
·        «Иголочка»
·        «Гудок паровоза»
·        «Почисти язычок»
·        «Качели»
·        «Постучи по бугоркам»
·        «Лошадка»
·        «Песенка язычка»
При замене звука Л на В или У ставим звук через межзубное произношение («Песенка язычка» прикусывая кончик  язычка произносим ла-ла-ла,ал-ал-ал)
При отсутствии или искажении звук ставим из верхней позиции (упражнения :«Постучи по бугоркам»- произносим протяжно  аааа и одновременно стучим кончиком напряжённого язычка по альвеолам за зубами –ааллл;
«Гудок паровоза»- произносим протяжно звук ыыыы и одновременно поднимаем язычок вверх и упираемся кончиком в альвеолы передних верхних зубов.)

Упражнения и игры для автоматизации звука Л
- для автоматизации изолированного звука
«Лабиринты»-передвигаемся по лабиринту непрерывно произнося изолированный звук.
  
- для автоматизации звука в слогах
«Ступеньки»; «Домик"                                     
  
- нажми на кнопочку (выдели звук) лак,палка,зал и т.д.


 - Поймай звук (Игрушкой или фишкой передвигаться по игровому полю на звук л)
- игра мальчик – пальчик
Указательный, средний, безымянный, мизинец на звук Л поочерёдно соединяются с большим пальцем, ребёнок произносит изолированный звук.
- Мальчик –Пальчик , где ты был?
- С этим братцем в лес ходил
- с этим братцем щи варил
- с этим братцам кашу ел
- с этим братцем песни пел.

Автоматизация в   словах
Игра в мяч «ОН-ОНА» используется глагольный словарь с приставками
Она -   он
Пела
Входила
Устала
Съела
Переходила
Запела
Заходила и т.д
Игра «Что, чем делал?»
Пилой, вилкой, ручкой, иголкой, карандашом, отвёрткой, мылом, ушами. Глазами и т.д.

Загадки.
Найди звук Л в отгадке, определи место звука, назови мой, моя, моё, уменьши предмет, какой предмет пропал,и т.д.

- есть в дереве дупло, в том дупле – тепло
- а кто в дупле живёт в тепле?

- сидит дед, во сто шуб одет
- кто его раздевает , тот слёзы проливает

- сама не ем, а других кормлю (ложка)
-не собачки, не коровки, на ногах у них подковки
- могут мчаться без оглядки эти резвые ……?(лошадки)
- копала, копала. Ничуть не устала,- а кто её копал. Тот и устал.           
  -Как хорошо стираю я,
  - но не давайте мне белья (ластик)
- не может ни минуты,
- она лежать без толку,
- все знают мастерицу усердную …(иголку)  и тд.

- Игра «Верни звук на место»
 Добавить звук Л в начало или конец слова
  ..ак   упа…    …ом   …ук        ….ыжи          ….ампа       ..ошадь    ….одка
По…        наду…   ны…..            вокза…..          купа…           написа….

- замени первый звук на Л
    
Кошка- ложка                  сук- лук           роза- лоза      вена- Лена    сад – лад
Мама – лама     папа-лапа        пучина – лучина        маска – ласка   муза – луза и т.п.

- повтори за мной только слово с /Л/
 Цветок-лепесток, ложа-кожа, кружится-лужица, голодный-наводный, сетка-клетка,крошки-ложки , гномики - ломики, малышка-мышка и т.п.

- что лишнее?
Палка – галка – галка – галка
Кошка – кошка – ложка – кошка
Голодный – голодный – холодный – голодный и т.п.

- «Доскажи словечко»
За мамой слонихой шагает …….
За мамой  лосихой шагает…….
За верблюдицей бежит ……
За крокодилицей ……..
За мамою белкой скачет ….
За кем же торопится каждый ребёнок?

- скажи наоборот (антонимы)
Чёрный – белый          горячий – холодный   добрый – злой  
быстро - медленно   сильный – слабый  сытый – голодный  тёмный – светлый
шершавый – гладкий  зима – лето  сладко – кисло  старый – молодой  глубоко- мелко    пустой – полный и т.п.

- «четвёртый лишний»

Дядя Петя   спозаранок для работы взял рубанок,
Молоток взял и иглу, плоскогубцы и пилу,
Но потом сказал: «Момент! Взял я лишний инструмент».

    Кто лишний? Почему? Определи наличие и место звука Л в названиях животных. Назови животных согласуя с местоимениями мой, моя, моё. Назови животных парами (слон – слониха, лось – лосиха), вспомни, как называются их детёныши.

- пальчиковая гимнастика
                                              


                          





























  










Комментариев нет:

Отправить комментарий