Артикуляционная гимнастика· «Индюк»· «Футбол»· «Маляр»· «Считай зубки»· «Иголочка»· «Гудок паровоза»· «Почисти язычок»· «Качели»· «Постучи по бугоркам»· «Лошадка»· «Песенка язычка»При замене звука Л на В или У ставим звук через межзубное произношение («Песенка язычка» прикусывая кончик язычка произносим ла-ла-ла,ал-ал-ал)
При отсутствии или искажении звук ставим из верхней позиции (упражнения :«Постучи по бугоркам»- произносим протяжно аааа и одновременно стучим кончиком напряжённого язычка по альвеолам за зубами –ааллл;«Гудок паровоза»- произносим протяжно звук ыыыы и одновременно поднимаем язычок вверх и упираемся кончиком в альвеолы передних верхних зубов.)Упражнения и игры для автоматизации звука Л- для автоматизации изолированного звука«Лабиринты»-передвигаемся по лабиринту непрерывно произнося изолированный звук.
- для автоматизации звука в
слогах
«Ступеньки»; «Домик"
- нажми на кнопочку (выдели
звук) лак,палка,зал и т.д.
- Поймай звук (Игрушкой или фишкой
передвигаться по игровому полю на звук л)
- игра мальчик – пальчик
Указательный, средний,
безымянный, мизинец на звук Л поочерёдно соединяются с большим пальцем, ребёнок
произносит изолированный звук.
- Мальчик –Пальчик , где ты
был?
- С этим братцем в лес ходил
- с этим братцем щи варил
- с этим братцам кашу ел
- с этим братцем песни пел.
Автоматизация в словах
Игра в мяч «ОН-ОНА»
используется глагольный словарь с приставками
Она - он
Пела
Входила
Устала
Съела
Переходила
Запела
Заходила и т.д
Игра «Что, чем делал?»
Пилой, вилкой, ручкой,
иголкой, карандашом, отвёрткой, мылом, ушами. Глазами и т.д.
Загадки.
Найди звук Л в отгадке,
определи место звука, назови мой, моя, моё, уменьши предмет, какой предмет
пропал,и т.д.
- есть в дереве дупло, в том
дупле – тепло
- а кто в дупле живёт в
тепле?
- сидит дед, во сто шуб одет
- кто его раздевает , тот
слёзы проливает
- сама не ем, а других кормлю
(ложка)
-не собачки, не коровки, на
ногах у них подковки
- могут мчаться без оглядки
эти резвые ……?(лошадки)
- копала, копала. Ничуть не
устала, - а кто её копал. Тот и
устал.
-Как хорошо стираю я,
- но не давайте мне белья (ластик)
- не может ни минуты,
- она лежать без толку,
- все знают мастерицу
усердную …(иголку) и тд.
- Игра «Верни звук на
место»
Добавить звук Л в начало или конец слова
..ак
упа… …ом …ук
….ыжи ….ампа ..ошадь ….одка
По… наду…
ны….. вокза….. купа… написа….
- замени первый звук на Л
Кошка- ложка сук- лук роза- лоза вена- Лена сад – лад
Мама – лама папа-лапа пучина – лучина маска – ласка муза – луза и т.п.
- повтори за мной только
слово с /Л/
Цветок-лепесток, ложа-кожа, кружится-лужица,
голодный-наводный, сетка-клетка,крошки-ложки , гномики - ломики, малышка-мышка
и т.п.
- что лишнее?
Палка – галка – галка – галка
Кошка – кошка – ложка – кошка
Голодный – голодный –
холодный – голодный и т.п.
- «Доскажи словечко»
За мамой слонихой шагает …….
За мамой лосихой шагает…….
За верблюдицей бежит ……
За крокодилицей ……..
За мамою белкой скачет ….
За кем же торопится каждый
ребёнок?
- скажи наоборот
(антонимы)
Чёрный – белый горячий – холодный добрый – злой
быстро - медленно сильный – слабый сытый – голодный тёмный – светлый
шершавый – гладкий зима – лето
сладко – кисло старый –
молодой глубоко- мелко пустой – полный и т.п.
- «четвёртый лишний»
Дядя Петя спозаранок для работы взял рубанок,
Молоток взял и иглу,
плоскогубцы и пилу,
Но потом сказал: «Момент!
Взял я лишний инструмент».
Кто лишний? Почему? Определи
наличие и место звука Л в названиях животных. Назови животных согласуя с местоимениями
мой, моя, моё. Назови животных парами (слон – слониха, лось – лосиха), вспомни,
как называются их детёныши.
- пальчиковая гимнастика
Комментариев нет:
Отправить комментарий