ЦЕЛИ:
§ Показать возможные
причины возникновения речевых
нарушений.
§ Раскрыть роль
родителей в предупреждении речевых
нарушений.
В семье появился
малыш. Всем хочется,
чтобы он был
самым умным, здоровым,
красивым, учился с
интересом, радостью, старанием.
Но всё ли
вы сделали для
того, чтобы ребёнок
был готов к
этому? Достаточно ли
развита его речь?
Ведь от этого
зависят его успехи
в усвоении абсолютно
всех предметов школьной
программы!
Около половины
родителей не обращают
должного внимания на
своевременное и правильное
развитие речи своих
детей, иногда открыто
игнорируют, ''не замечают''
их выраженные речевые
трудности и тем
более не спешат
обсуждать проблемы с
педагогами ДОУ. Парадоксально, но
порой воспитателям приходится
также и ''остужать''
родительский энтузиазм как
в поисках недостатков
(в том числе
речевых) у своих
детей, так и
в чрезмерной заботе
о накоплении ими
взрослого словаря, грамматических конструкций,
заучивание сложных по
структуре и содержанию
стихотворений и т.п.
Неопровержимо установлена прямая
зависимость качества речи
от условий семейной
речевой среды и
характера общения с
родителями. Если контакты
с ними были
постоянными на всех
этапах детского развития,
а родные своевременно
и внимательно обеспечивали
создание необходимых условий
для становления речи,
то, как правило,
ничто не препятствует
её естественному формированию
у здорового ребёнка.
Совсем по-другому развивается
речь детей, если
родители не занимаются
ею. Неполноценная языковая
среда может проявляться
в искажённом произнесении
родителями многих слов
и уподоблении их
произношения детской речи,
в общении с
ребёнком на примитивном
языке и др.
нельзя забывать и
о том, что
дефекты речи взрослых,
как в зеркале,
отражаются в детской
речи. Нередко случается,
что ребёнок, подражая
матери, перенимает её
недостатки (например, заикание).
Каждый родитель
должен владеть доступными
способами стимуляции речевого
развития и коррекции
его недостатков в
домашних условиях, обогащения
языковой среды и
др. в семье
вполне можно обеспечить
укрепление анатомо-физиологической базы
речи, предупредить факторы
биологического порядка (например,
заболеваний органов слуха,
носоглотки и др.),
отрицательно влияющих на
состояние речевой функции.
Целенаправленные усилия родителей
по укреплению здоровья
ребёнка способствуют упрочению
материальной основы для
становления его речи.
В свою очередь,
здоровая материальная основа
беспрепятственно насыщается компонентами
языковой среды.
Порою умственно и
психически нормально развивающиеся
дети испытывают трудности
в овладении речью.
С такими детьми,
как правило, требуется
индивидуальная работа. И
в этом большую
помощь своим детям
могут оказать родители.
В настоящее время
существует масса популярной
литературы, которая даёт
возможность родителям организовать
занятия с ребёнком
дома.
На что же
следует обращать внимание
в организации домашних
занятий? Как правильно
помочь ребёнку? Что
зависит от вас,
родителей?
Недостатки произношения могут
быть результатом нарушений
в строении артикуляционного аппарата:
отклонения в развитии
зубов, неправильное расположение
верхних зубов по
отношению к нижним
и др. чтобы
предупредить дефекты речи,
очень важно следить
за состоянием и
развитием зубочелюстной системы,
вовремя обращаться за
советами к стоматологу,
устранять дефекты, лечить
зубы.
Особое внимание следует
обратить на слух.
Слуху принадлежит важная
роль в овладении
ребёнком речью, в
правильном и своевременном
усвоении звуков. Слыша
речь, отдельные слова,
звуки, ребёнок начинает
и сам произносить
их. Даже при
незначительном снижении слуха
он лишается возможности
нормально воспринимать речь.
Поэтому родителям очень
важно обращать внимание
на развитие слуха
малыша. Необходимо оберегать
слух ребёнка от
постоянных сильных звуковых
воздействий (включенные на
полную громкость радио,
телевизор), а при
заболеваниях органов слуха
своевременно лечить их, и не
домашними средствами, а в медицинских
учреждениях.
Родители должны беречь
ещё неокрепший голосовой
аппарат ребёнка, не
допускать чрезмерно громкой
речи, особенно в
холодную погоду, приучать
дышать через нос,
предупреждать хронический насморк.
Взрослые должны помочь
ребёнку овладеть правильным
звукопроизноше-
нием, но не
следует форсировать речевое
развитие. Вредно нагружать
малыша сложным речевым
материалом, заставлять повторять
непонятные ему слова,
заучивать сложные по
форме, содержанию и
объёму стихотворения, учить
правильно произносить звуки,
которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата
ему ещё не
доступны (например, в 2-3
года учить правильно
произносить шипящие, звук
''р''), читать художественные произведения,
предназначенные детям школьного
возраста.
Ребёнок овладевает речью
по подражанию. Поэтому
очень важно, чтобы
взрослые следили за
своим произношением, говорили
не торопясь, чётко
произносили все звуки
и слова.
Нередко причиной неправильного
произношения звуков является
подражание ребёнком дефектной
речи взрослых, старших
братьев, сестёр, товарищей,
с которыми малыш
часто общается.
Родителям стоит обратить
внимание и на
то, что в
общении с ребёнком,
особенно в раннем
и младшем дошкольном
возрасте, нельзя ''подделываться'' под
детскую речь, произносить
слова искажённо, употреблять
вместо общепринятых слов
усечённые слова или
звукоподражания (''бибика'', ''ляля''
и т.д.), сюсюкать.
Это будет лишь
тормозить усвоение звуков,
задерживать своевременное овладение
словарём. Не способствует
развитию речи ребёнка
частое употребление слов
с уменьшительными или
ласкательными суффиксами, а
также слов, недоступных
для его понимания
или сложных в
звуко – слоговом отношении. Если
ваш ребёнок неправильно
произносит какие – либо звуки,
слова, фразы, не
следует передразнивать его,
смеяться или, наоборот,
хвалить. Также нельзя
требовать правильного произношения
звуков в тот
период жизни малыша,
когда этот процесс
не закончен.
Некоторые недостатки в
речи детей возможно
устранить только при
помощи специалистов, учителей – логопедов. Но ряд недостатков
устранить легко, и
доступно это не
только воспитателю, но
и родителям. В
семье обычно поправляют
ребёнка, когда он
неправильно произносит тот
или иной звук
или слово, но
делают это не
всегда верно. К
исправлению речевых ошибок
надо подходить очень
осторожно. Нельзя ругать
ребёнка за его
плохую речь и
требовать, чтобы он
немедленно и верно
повторил трудное для
него слово. Часто
это приводит к
тому, что ребёнок
вообще отказывается говорить,
замыкается в себе.
Исправлять ошибки
нужно тактично, доброжелательным тоном.
Не следует повторять
неправильно произнесённое ребёнком
слово. Лучше дать
образец его произношения.
Занимаясь с
ребёнком дома, читая
ему книгу, рассматривая
иллюстрации, родители нередко
предлагают ему ответить
на вопросы по
содержанию текста, пересказать
содержание сказки (рассказа),
ответить, что изображено
на картинке. Дети
справляются с этими
заданиями, но допускают
речевые ошибки. В
этом случае не
следует перебивать ребёнка,
надо предоставить ему
возможность закончить высказывание,
а затем указать
на ошибки, дать
образец.
Очень часто
дети задают нам
разные вопросы. Иногда
на них трудно
найти правильный ответ.
Но уклоняться от
вопросов ребёнка нельзя.
В этом случае
можно пообещать дать
ответ, когда ребёнок
поест (погуляет, выполнит
какое – либо задание и
т.п.), взрослый же
за это время подготовится
к рассказу. Тогда
малыш получит правильную
информацию, увидит в
лице взрослого интересного
для себя собеседника
и в дальнейшем
будет стремиться к
общению с ним.
В семье для
ребёнка необходимо создавать
такие условия, чтобы
он испытывал удовлетворение от
общения со взрослыми,
старшими братьями и
сёстрами, получал от
них не только
новые знания, но
и обогащал свой
словарный запас, учился
верно строить предложения,
правильно и четко
произносить звуки и
слова, интересно рассказывать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий