сокращённый вариант тестовой методики диагностики
устной
речи младших школьников по Т.А. Фотековой.
Структура
методики.
Обследование состоит из 6-и серий. Методика применяется для
учащихся начальной школы. Отличие первичного обследования от обследования
учащихся при выпуске с логопункта состоит в увеличении объёма материала.
Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи
– включает 4 группы заданий и носит комплексный характер).
Первая группа заданий
состоит из 10 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными
звуками для проверки фонематического восприятия. На успешность выполнения этих
заданий влияют:
-
уровень фонематического восприятия,
-
трудности переключения, (инертность т.е., «застревание»
на каком – либо слоге.
Вторая группа заданий
направлена на выявление нарушений в слоговой структуре слова (количество,
последовательность звуков и слогов, ударность) и включает в себя 10 слов с
постепенным усложнением слоговой структуры.
Третья
группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отражённое
проговаривание слов. Это задание даётся по необходимости в конце обследования
для уточнения звукопроизношения. Окончательная оценка звукопроизношения
производится на основе всего обследования.
Четвёртая
группа заданий нацелена на
исследование состояния артикуляционной моторики путём выполнения 10 движений и
цепочек движений по показу экспериментатора. Это задание даётся по
необходимости в конце обследования.
Серия II – Исследование навыков языкового анализа
- состоит из 5 или 10 заданий для выявления знаний о понятиях «звук», «слог»,
«слово», «предложение» и владения навыками выделения их из потока речи.
Обследование можно проводить на материале III серии «Исследование грамматического строя речи» или VI серии заданий «Исследование
связной речи».
Серия III - Исследование сформированности грамматического строя
речи – состоит из 4-х групп заданий,
по 5 - 10 проб каждая.
Первая группа заданий:
повторение предложений различной грамматической сложности (комплексный
характер). Параллельно отслеживается восприятие объёма вербального материала,
качество слухового восприятия и слухоречевой памяти.
Типичные ошибки:
-
замены слов по семантическому сходству (вербальные
парафазии)
-
замены слов по фонетическому сходству (литеральные
парафазии)
-
поиск слов
-
трудности удержания смысловой программы.
У младших
школьников количествово лексических ошибок зависит от длины предложения, а
грамматические ошибки обусловлены синтаксической сложностью фразы. Можно
использовать чистоговорки.
Вторая
группа заданий: составление предложений из слов, данных в начальной форме
(правильное грамматическое оформление высказываний вызывает трудности у детей с
системной речевой патологией).
Третья
группа заданий: подбор пропущенного предлога в предложении.
Четвёртая
группа заданий: образование формы существительных множественного числа в
именительном и родительном падежах.
Типичные ошибки:
-
унификация ударения в парадигмах слов
-
устранение чередования конечных согласных основы ( ухо
– ухи)
-
унификация основ существительных, имеющих во
множественном числе наращение – j
– ( стул – стулы)
-
тенденция к замещению флексии –«а» на «-и» (-ы) у существительных
среднего рода (окно – окны)
-
вытеснение нулевого окончания « -ов» во множественном
числе Р.п. (звезда – звездов).
Серия IV – Исследование словаря и навыков
словообразования
(словообразовательных процессов)– состоит из 4-х групп заданий.
Первая
группа заданий: знание слов – существительных, обозначающих названия
детёнышей в единственном и множественном числе - 10 проб.
Вторая
группа заданий: образование существительных в уменьшительно-ласкательной
форме - 5 проб.
Третья
группа заданий: подбор слов – синонимов и антонимов.
Четвёртая группа
заданий: образование качественных, относительных и притяжательных
прилагательных от существительных. по 5 или 10 проб.
Правильный выбор прилагательных в большинстве случаев определяется
традицией. Не зная традиций, но овладев какой – нибудь словообразовательной
моделью, ребёнок начинает её активно использовать и прибегать к словотворчеству,
которое при нормальном речевом развитии заканчивается к началу школьного
обучения.
Для детей с ОНР и ЗПР задания на словообразование
сложны, часто пробы выполняют стереотипно (инертно: салат из моркови –
морковный, суп из грибов – грибный).
Серия V – Исследование понимания сложных
логико – грамматических отношений – направлена на проверку понимания
обращённой речи.
Для
правильного выполнения задания требуется:
-
аналитико- синтетическая деятельность
-
одновременное усвоение обширной информации
-
кратковременная и долговременная память
-
пространственное восприятие.
Серия включает 10 проб, в том числе конструкции с
предлогами, сравнительные, обратимые и флективные инвертированные
словосочетания (показать ключ карандашом).
Серия VI – Исследование сформированности
связной речи. (комплексных характер)
Овладение гибкими, разнообразными
жанровыми формами – длительный и сложный процесс, завершающий речевое развитие.
Жинкин Н.И. выделяет два условия оптимальной генерации текста:
1.
накопление понятий из определённой области знаний;
2.
умение семантического сжатия и развёртывания текста.
Детям предлагается два задания:
-
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
-
пересказ.
Данная серия выявляет дефекты всех сторон речи.
Пересказ требует:
- сформированности слухо-речевой памяти
-
умения логично излагать свои мысли
-
умения устанавливать причинно-следственные связи.
Максимальная
оценка за успешное выполнение всех проб равна 100 %.
При выполнении 10 проб одна проба равна 10 %, при
выполнении 5 проб, одна проба равна 20 %. Верно выполненным задание считается с
первого предъявления и с разовой помощью.
Процентное
выражение качества выполнения методики соотносится с одним из 4-х уровней
успешности:
I
уровень –100-80 %
II
уровень – 79,9-65 %
III
уровень – 64,9-50 %
IV
уровень – 49,9 % и ниже.
Для
получения индивидуального речевого профиля надо оценить успешность выполнения
каждой серии методики в %. На основе полученных значений вычерчивается
индивидуальный речевой профиль, который наглядно показывает как сформированные,
так и менее сформированные компоненты речевой системы.
:
- на оси ординат откладываются значения
успешности выполнения заданий в % (10 значений)
-
на оси абсцисс – названия заданий или измеряемых
сторон речи (18 значений):
1.
фонематическое восприятие
2.
слоговая структура слова
3.
навыки языкового анализа
4.
грамматический строй речи:
- повторение предложений
-
составление предложений из слов
-
употребление предлогов в речи
-
образование существительных мн. числа именительного и
родительного падежа
5.
словарь (лексика) и словообразовательные процессы:
-
образование существительных, обозначающих детёнышей
животных в ед. и мн. числе
-
образование существительных в
уменьшительно-ласкательной форме
-
подбор синонимов
и антонимов
-
образование качественных прилагательных от
существительных
-
образование относительных прилагательных от
существительных
-
образование притяжательных прилагательных от
существительных
6.
понимание логико-грамматических отношений
7.
связная речь:
– составление
рассказа по серии сюжетных картинок
- пересказ
прослушанного текста
8.
звукопроизношение
9.
артикуляционная моторика.
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1.
Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй
за мной как можно точнее»:
БА – ПА – БА - ПА ТА – ДА – ДА - ТА ГА – ГА - КА - КА
СА – ЗА – ЦА ША – СА – ША СА – ША – ЗА – ЖА
ВА – ЛА – ЛА – ВА ЛА – РА – МА – НА ЧА – ТЯ – ЩА – СЯ
ША – ЖА - ЧА – ЩА
2.
Исследование сформированности звуко-слоговой
структуры слова.
Инструкция:
«Повторяй за мной слова»:
космонавт милиционер сковорода
балерина перепорхнуть кораблекрушение аквалангист
термометр транспортир Азербайджан.
Серия
II. Исследование навыков языкового анализа
(на материале III или IV серии).
Инструкция: «Ответь на вопросы»:
- Сколько слов в предложении?
- Сколько слогов в слове?
- Определи место слога в слове.
- Определи место звука в слове.
- Сколько звуков в слове?
Серия
III. Исследование грамматического строя речи.
1.
Повторение предложений.
Инструкция: «Послушай предложение и постарайся
повторить его как можно точнее». Или «Послушай внимательно предложение, запомни
и повтори за мной».
-
На картине была нарисована полная корзина грибов. (Дети
набрали в лесу полную корзину грибов. На стене висела картина, на которой был
изображён лес.)
-
Мальчишки поймали уточку на крючок от удочки. (Маленькая
уточка плавала в заросшем пруду.
Мальчишки взяли удочку и пошли на рыбалку.)
-
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
-
Бабушка вязала кофту из разноцветных клубков ниток.
-
Медведь нашёл под большим деревом яму и сделал себе берлогу.
Инструкция: «Составь из слов, которые я назову,
предложение».
-
Девочка читать книжка.
-
В сад расти вишня.
-
Рисовать карандаш мальчик.
-
Сидеть синичка на
ветка.
-
Петя купить шар
красный мама.
3.Добавление
предлогов в предложение.
Инструкция: «Закончи предложение» (с опорой на
вопрос).
- Лена наливает чай (из чего?) из чашки, стакана.
-
Почки распустились (на чём?) на деревьях, ветках.
-Лодка плывёт (по чему?) по озеру, по реке.
-
Мячик закатился под стол. Откуда достали мячик. Из-под стола, шкафа.
- Мальчик спрятался за дом. Откуда выглядывает
мальчик? Из–за дома.
4.Образование существительных
множественного числа в именительном и родительном падеже.
Инструкция: «Назови предметы по образцу».
|
|
Образец: Один –
стол, а если много – это столы.
|
Образец: Это -
столы. Нет чего? - Столов.
|
Один – стул, а много – это
стулья.
Один - дом, а много – это дома.
Одно – окно, а много – это окна.
Одна – звезда, а много – это
звёзды.
Одно - ухо, а много – это уши.
|
Это - стулья. Нет чего? - Стульев.
Это - дома. Нет чего? - Домов.
Это - окна. Нет чего? - Окон.
Это - звёзды. Не чего? - Звёзд.
Это - уши. Нет чего? - Ушей.
|
Серия IV. Исследование словаря и
навыков словообразования.
1.Образование существительных,
обозначающих детёнышей животных в единственном и множественном числе и существительных в уменьшительной форме.
Инструкция:
« Назови детёнышей животных и птиц по образцу».
|
Инструкция: «Я назову большой предмет, а ты маленький».
|
Образец: У кошки – котята, котёнок.
|
Образец:
стол – столик.
|
У собаки–
у лошади–
у утки –
у лисы –
у льва –
у белки –
у курицы –
у свиньи –
у коровы –
|
Стул – стульчик.
Дом – домик.
Круг – кружок.
Дерево – деревце.
Ухо – ушко.
|
СИНОНИМЫ.
Инструкция: «Назови похожие по значению слова».
|
АНТОНИМЫ.
Инструкция: «Назови слова противоположные по значению,
наоборот»
|
Образец: бабушка – старушка.
|
Образец: большой - маленький.
|
дедушка –
товарищ –
дело –
метель -
нищета - .
|
высокий –
тяжёлый –
широкий –
быстрый -
чёрный –
|
3.Образование прилагательных от
существительных.
Инструкция: «Назови
слова по образцу».
|
||
ОТНОСИТЕЛЬНЫХ.
Образец: Кукла из бумаги – бумажная.
шляпа из соломы –
кисель из вишни–
горка изо льда –
варенье из сливы –
суп из грибов –
пирог из яблок –
лист дуба –
лист клёна –
лист осины –
шишки ели - .
|
КАЧЕСТВЕННЫЕ.
Образец: Лису за хитрость
называют хитрой.
зайца за трусость –
медведя за силу –
льва за смелость –
тигра за быстроту –
волка за жадность -.
|
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.
Образец: У собаки лапа –
собачья.
У кошки лапа –
У медведя лапа –
У льва лапа –
У лисы лапа –
У белки лапа – .
|
Образец: Если днём жара, то день
– жаркий.
|
||
если днём мороз, то день –
если днём солнце, то день –
если днём ветер, то день –
если днём дождь, то день –
если днём снег, то день – .
|
Серия
V.Исследование понимания логико-грамматических отношений.
Инструкция: «Выполни задания. Ответь на вопросы».
1. Покажи карандашом ключ.
2. Покажи карандаш ключом.
3.Сашу ударил Коля. Кто драчун?
4.Охотник бежит за собакой. Кто впереди?.
5.Скажи, что верно: весна бывает перед летом или
лето перед весной.
Серия VI. Исследование связной речи.
1).Составление
рассказа по серии сюжетных картинок (4 – 5 картинок).
Инструкция: «Посмотри
на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».
Критерии оценивания.
-
Смысловая целостность.
-
Лексико – грамматическое оформление высказывания.
-
Самостоятельное выполнение задания.
Оценка.
5 – Серию картинок разложил,
рассказ составил, установил все
смысловые и логические связи
4 – серию картинок разложил,
рассказ составил, установил не все смысловые и логические связи.
3 – Серию картинок разложил с помощью, высказывание
с нарушением логических и смысловых связей.
2 – Серию разложил с помощью, рассказ составил по
вопросам, перечисляя изображения на картинках.
1 – Не выполнил задание, помощь не принял.
2).Пересказ
прослушанного текста.
Инструкция: «Сейчас я
прочту тебе рассказ , слушай его внимательно, запоминай и готовься
пересказывать» Читать не более двух раз..
ГОРОШИНЫ.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя.
Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик
зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их
склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он
зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка.
5 – Самостоятельно воспроизведены
все смысловые звенья, без нарушения лексико-грамматических сторон.
4 – Самостоятельно воспроизведены
все звенья с незначительным сокращением, наблюдается стереотипность оформления
и поиск слов.
3 – Пересказ неполный, имеются
значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней
информации, отмечаются аграмматизмы, повторы.
2 – Пересказ по вопросам простыми
предложениями.
1 - Невыполнение задачи.
Дополнение к 1 серии обследования.
Исследование звукопроизношения
(проводится в конце обследования по необходимости).
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй
за мной как можно точнее»:
- сор – роса – матрос
-
сено – василёк – высь
-
заяц – коза – овца
-
цапля – зима – магазин
-
шуба – кошка – камыш
-
жулик – лежак – соль
-
щука – вещи – лещ
-
чайка – очки – ночь
-
река – варенье – дверь
-
лампа – молоко – пол.
Исследование артикуляционной моторики
(проводится в конце обследования по необходимости).
Инструкция: «Повторяй за мной движения»:
-
губы в улыбке
-
губы трубочкой
-
язык лопаткой
-
язык иголочкой
-
язык чашечкой
-
скачем на лошадке
-
качели
-
маятник
-
улыбка – трубочка – заборчик – хоботок (чередование
движений)
-
иголочка - лопатка (чередование движений)
Статические
упражнения удерживаются по 3 – 5 секунд, динамические повторяются
по 4 – 5 раз.
Обращаем
внимание:
-
на объём движений
-
темп выполнения
-
точность конфигурации
-
симметричность
-
наличие синкинезий (сопутствующих непроизвольных
движений),
-
наличие
гиперкинезов (насильственных движений в мышцах речевого аппарата)
-
усиленное слюнотечения
-
тремор органов речи (дрожание языка, губ)
-
посинение артикуляционных органов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий