Методические рекомендации логопеда
учителю.
1. Развитие основных движений
(упражнения для рук, ног, туловища):
·
проводить физкультминутки на каждом уроке, на которых обучающиеся
учатся выполнять различные упражнения для рук, ног, туловища;
·
использовать весёлые стихотворения, связанные с темой урока, требующие
выполнения различных движений соответственно тексту;
·
вначале упражнения выполнять в медленном темпе вместе с детьми, затем
обучающиеся самостоятельно по словесной инструкции;
·
следить за правильностью позы обучающихся и точностью переключения
одного движения на другое.
2. Развитие мелкой моторики
·
развитие кинетической организации движений;
·
уточнение кинестетической основы двигательного акта;
·
включать упражнения в проведение физкультминуток.
Приёмы для развития ручной
моторики:
·
упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук,
воспроизведение образов предметов с помощью пальцев;.
·
упражнения на координацию и динамическую организацию движений;
·
конструирование;
·
обведение контуров предметных изображений;
·
вырезание фигурок по контурам;
·
расстёгивание пуговиц;
·
шнурование;
·
работа с мозаикой и т.д.
Приёмы для развития графических навыков:
·
письмо букв и слов по шаблонам;
·
минутки чистописания;
·
рисование вертикальных и горизонтальных линий;
·
рисование округлых линий;
·
штрихование различных предметов и т.д.
3. Развитие речевой моторики:
·
проводить на уроках обучения грамоте специальный комплекс для губ и
языка;
·
развивать просодическую сторону речи ( темп, ритм, употребление
ударений, употребление пауз в потоке речи, выразительность) на чистоговорках,
поговорках, стихотворных текстах и т. д.
4. Развитие фонематических
процессов:
·
формировать и развивать умение дифференцировать звуки по
противопоставлениям (восприятие)
·
формирование и развитие умения различать на слух звук в слове,
определять звук в слове, называть слова с заданным звуком и т.д.
·
формирование и развитие слогового анализа и синтеза.
5. Развитие зрительно-
пространственных функций:
·
развитие предметного зрительного гнозиса (контурные, перечёркнутые,
наложенные друг на друга изображения);
·
давать задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других,
определить буквы, расположенные неправильно, обвести контуры букв, добавить
недостающий элемент);
·
развитие пространственных ориентировок в собственном теле и в
окружающем пространстве
·
уточнение пространственного расположения фигур и букв:
-написать буквы справа или
слева от вертикальной линии
-нарисовать по речевой
инструкции
-определить пространственные
соотношения элементов графических изображений и букв
·
развитие зрительного анализа изображений и букв на составляющие
элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими
графическими изображениями и буквами
-найти фигурку, букву в ряду
сходных;
-срисовать букву по образцу
-сложить из полосочек буквы
-сконструировать буквы из
предъявленных элементов печатных и рукописных букв
-показать правильно
изображённую букву среди правильно и зеркально изображённых
-дополнить недостающий
элемент буквы
-реконструировать букву,
добавляя элемент другой буквы
-определить различие сходных
букв
6. Работа по развитию речи.
·
Словарная работа.
·
Рассматривание картин.
·
Составление рассказа по картинке.
·
Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.
·
Продолжение текста.
·
Рассказывание по аналогии.
·
Словесное рисование.
·
Придумывание к прочитанному тексту нового названия.
Виды работ
по обучению самостоятельно связной речи:
·
пересказ рассказа по демонстрируемому действию;
·
составление рассказа по демонстрируемому действию;
·
составление рассказа с использованием фланелеграфа;
·
пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
·
составление рассказа по серии сюжетных картинок;
·
пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
·
составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Занятие по составлению
описательных рассказов:
·
формирование умений выделять существенные признаки и основные части
(детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-
высказывания;
·
формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;
·
овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления
связных высказываний в форме описания;
·
практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных
упражнений:
-подготовительные упражнения к
описанию предметов;
-формирование первоначальных
навыков самостоятельного описания;
-описание предметов по
основным признакам;
-обучение развёрнутому
описанию предмета;
-закрепление навыков описания,
в том числе в процессе игровых и предметно-
-практических действий;
-подготовку к обучению
сравнительному описанию предметов;
-обучение сравнительному
описанию предметов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий