СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

Методические рекомендации логопеда учителю.

1.      Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища):
·         проводить физкультминутки на каждом уроке, на которых обучающиеся учатся выполнять различные упражнения для рук, ног, туловища;
·         использовать весёлые стихотворения, связанные с темой урока, требующие выполнения различных движений соответственно тексту;
·         вначале упражнения выполнять в медленном темпе вместе с детьми, затем обучающиеся самостоятельно по словесной инструкции;
·         следить за правильностью позы обучающихся и точностью переключения одного движения на другое.

2.      Развитие мелкой моторики
·         развитие кинетической организации движений;
·         уточнение кинестетической основы двигательного акта;
·         включать упражнения в проведение физкультминуток.
Приёмы для развития ручной моторики:
·         упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев;.
·         упражнения на координацию и динамическую организацию движений;
·         конструирование;
·         обведение контуров предметных изображений;
·         вырезание  фигурок по контурам;
·         расстёгивание пуговиц;
·         шнурование;
·         работа с мозаикой и т.д.
             Приёмы для развития графических навыков:
·         письмо букв и слов по шаблонам;
·         минутки чистописания;
·         рисование вертикальных и горизонтальных линий;
·         рисование округлых линий;
·         штрихование различных предметов и т.д.

3.      Развитие речевой моторики:
·         проводить на уроках обучения грамоте специальный комплекс для губ и языка;
·         развивать просодическую сторону речи ( темп, ритм, употребление ударений, употребление пауз в потоке речи, выразительность) на чистоговорках, поговорках, стихотворных текстах и т. д.

4.      Развитие фонематических процессов:
·         формировать и развивать умение дифференцировать звуки по противопоставлениям (восприятие)
·         формирование и развитие умения различать на слух звук в слове, определять звук в слове, называть слова с заданным звуком и т.д.
·         формирование и развитие слогового анализа и синтеза.

5.      Развитие зрительно- пространственных функций:
·         развитие предметного зрительного гнозиса (контурные, перечёркнутые, наложенные друг на друга изображения);
·         давать задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других, определить буквы, расположенные неправильно, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент);
·         развитие пространственных ориентировок в собственном теле и в окружающем пространстве
·         уточнение пространственного расположения фигур и букв:
-написать буквы справа или слева от вертикальной линии
-нарисовать по речевой инструкции
-определить пространственные соотношения элементов графических изображений и букв
·         развитие зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими  изображениями и буквами
-найти фигурку, букву в ряду сходных;
-срисовать букву по образцу
-сложить из полосочек буквы
-сконструировать буквы из предъявленных элементов печатных и рукописных букв
-показать правильно изображённую букву среди правильно и зеркально изображённых
-дополнить недостающий элемент буквы
-реконструировать букву, добавляя элемент другой буквы
-определить различие сходных букв

6.      Работа по развитию речи.
·         Словарная работа.
·         Рассматривание картин.
·         Составление рассказа по картинке.
·         Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.
·         Продолжение текста.
·         Рассказывание по аналогии.
·         Словесное рисование.
·         Придумывание к прочитанному тексту нового названия.

Виды работ по обучению самостоятельно связной речи:
·         пересказ рассказа по демонстрируемому действию;
·         составление рассказа по демонстрируемому действию;
·         составление рассказа с использованием фланелеграфа;
·         пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
·         составление рассказа по серии сюжетных картинок;
·         пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
·         составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Занятие по составлению описательных рассказов:
·         формирование умений выделять существенные признаки и основные части
(детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-
высказывания;
·         формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;
·         овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления
связных высказываний в форме описания;
·         практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных
упражнений:
                 -подготовительные упражнения к описанию предметов;
                 -формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
                 -описание предметов по основным признакам;
                 -обучение развёрнутому описанию предмета;
                 -закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-
                 -практических действий;
                 -подготовку к обучению сравнительному описанию предметов;
                 -обучение сравнительному описанию предметов.




Комментариев нет:

Отправить комментарий